Что такое катализатор в машине

Что такое катализатор в машине

Увеличение количества автомобилей во всем мире стало причиной необходимости разработки современных систем для очистки выхлопных газов с целью защиты окружающей среды. Наиболее важные разработки – электронная система управления впрыска топлива и каталитический нейтрализатор.

Для чего нужен катализатор в машине

Автомобильный катализатор – это элемент выхлопной системы, предназначенный для снижения концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Представляет собой керамический или металлический блок с небольшими сотами, стенки которых покрыты драгоценными металлами – иридием, платиной, палладием, родием.

Принцип работы нейтрализатора основан на химических реакциях. Поступающие из выпускного коллектора газы содержат крайне опасные для человека и природы компоненты – углеводороды, моноокись углерода и окислы азота. Соприкасаясь с драгоценными металлами, они вступают с ними в каталитическую реакцию, сгорают и выводятся наружу в виде относительно безвредных веществ – N2 (азота) и CO2 (углекислого газа).

Катализатор в авто может быть двухкомпонентным и трехкомпонентным. Второй вид является более эффективным:

  • первый компонент устраняет окиси азота;
  • второй связывает окись углерода и удаляет остатки несгоревшего топлива;
  • третий представляет собой датчик, анализирующий выхлопные газы на степень очистки.

Двухкомпонентные модели выполняют лишь второй пункт списка, поэтому практически пропали с современного рынка.

Катализаторы могут изготавливаться на базе керамических и металлических сот. Первые имеют более доступную цену, однако уступают в устойчивости к механическим повреждениям. Металлические нейтрализаторы более долговечны, но даже они не являются стопроцентной гарантией, что узел не выйдет из строя, особенно если причиной поломки становятся внутренние процессы.

Где находится катализатор в машине

Ранее каталитические нейтрализаторы располагались непосредственно в выхлопной трубе в виде врезок, как резонаторы. Но, учитывая, что катализатор начинает работать только после нагревания до 300 °С, это приводило к ускоренному загрязнению кислородных датчиков и увеличенному расходу топлива на поддержание температуры.

Сегодня нейтрализаторы ставят сразу за выпускным коллектором. Разогрев оборудования ускоряется благодаря высокой температуре раскаленных выхлопных газов. Однако и такая установка имеет свои минусы. Неправильная работа зажигания и системы питания двигателя, а также некачественное топливо приводит к перегреванию и оплавлению сот катализатора.

Поломка катализатора сама по себе огорчительна для владельца авто ввиду высокой стоимости этого элемента. При этом неисправный нейтрализатор способен нанести урон двигателю автомобиля вплоть до возникновения необходимости проводить капитальный ремонт узла. Именно поэтому многие автовладельцы предпочитают удалять и сдавать катализаторы машины, получая за это немалое вознаграждение.

Добавить комментарий